Федеральное Государственное Бюджетное Учреждение
Центр Агрохимической Cлужбы
«Липецкий»


Для частных лиц и организаций: анализы почвы, воды, воздуха, плодов и овощей

Федеральный закон от 16 Июля 1998 г. № 101


Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственного регулирования обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Глава I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные понятия

В настоящем Федеральном законе используются следующие основные понятия:

  • плодородие земель сельскохозяйственного назначения — способность почвы удовлетворять потребность сельскохозяйственных культурных растений в питательных веществах, воздухе, воде, тепле, биологической и физико — химической среде и обеспечивать урожай сельскохозяйственных культурных растений;
  • государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения — установление стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения — сохранение и повышение плодородия земель сельскохозяйственного назначения посредством систематического проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий;
  • деградация земель сельскохозяйственного назначения — ухудшение свойств земель сельскохозяйственного назначения в результате природного и антропогенного воздействий;
  • загрязнение почв — содержание в почвах химических соединений, радиоактивных элементов, патогенных организмов в количествах, оказывающих вредное воздействие на здоровье человека, окружающую природную среду, плодородие земель сельскохозяйственного назначения;
  • агротехнические мероприятия — совокупность научно обоснованных приемов обработки почв в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • агрохимические мероприятия — совокупность научно обоснованных приемов применения агрохимикатов и пестицидов в целях воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при обеспечении мер по безопасному обращению с ними в целях охраны окружающей природной среды;
  • мелиоративные мероприятия — проектирование, строительство, эксплуатация и реконструкция мелиоративных систем и отдельно расположенных гидротехнических сооружений, обводнение пастбищ, создание систем защитных лесных насаждений, проведение культуртехнических работ, работ по улучшению химических и физических свойств почв, научное и производственно — техническое обеспечение указанных работ;
  • фитосанитарные мероприятия — совокупность научно обоснованных приемов выявления и устранения засоренности почв сорными растениями, зараженности почв болезнями и вредителями сельскохозяйственных растений;
  • противоэрозионные мероприятия — совокупность научно обоснованных приемов защиты почв от водной, ветровой и механической эрозии;
  • агрохимическое обслуживание — деятельность по обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями, технологиями, техникой, а также деятельность по осуществлению агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных и иных мероприятий, по проведению научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Целью настоящего Федерального закона является установление правовых основ государственного регулирования обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения при осуществлении собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков хозяйственной деятельности.

Статья 3. Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правовое регулирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.


Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 4. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся:

  • разработка и реализация основных направлений государственной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за их соблюдением;
  • разработка, утверждение и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, контроль за выполнением таких программ;
  • проведение единой научно — технической политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • иные полномочия, отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Статья 5. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения относятся полномочия, не отнесенные к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации.

Статья 6. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Органы местного самоуправления в соответствии с Конституцией Российской Федерации могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.


Глава III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СОБСТВЕННИКОВ, ВЛАДЕЛЬЦЕВ, ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ АРЕНДАТОРОВ, ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 7. Права собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков имеют право:

  • проводить агротехнические, агрохимические, мелиоративные, фитосанитарные и противоэрозионные мероприятия по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • получать в установленном Правительством Российской Федерации порядке информацию о состоянии плодородия почв на своих земельных участках и динамике изменения его состояния;
  • иметь другие права, если их реализация не противоречит законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации.

Статья 8. Обязанности собственников, владельцев, пользователей, в том числе арендаторов, земельных участков по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны:

  • осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую природную среду;
  • соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
  • представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
  • содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого — токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения;
  • информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании;
  • выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Глава IV. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 9. Основные направления государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Основными направлениями государственного регулирования деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:

  • разработка законов и иных нормативных правовых актов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и контроль за соблюдением указанных актов;
  • осуществление инвестиционной политики в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 10. Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственное управление в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется Правительством Российской Федерации и специально уполномоченными им на осуществление государственного управления в указанной области федеральными органами исполнительной власти.

Статья 11. Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется по следующим основным направлениям:

  • разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также соответствующих региональных целевых программ;
  • проведение учета показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • разработка стандартов, норм, нормативов, правил, регламентов в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • разработка планов проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • разработка планов мероприятий по реабилитации земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных радионуклидами, тяжелыми металлами и другими вредными веществами;
  • финансирование мероприятий по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • финансирование научно — исследовательских работ в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; контроль за качеством используемых в целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения агрохимикатов и пестицидов и контроль за безопасным обращением с ними; сертификация почв;
  • лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию; государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения; создание банков данных в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • учет эталонных участков земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 12. Национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Правительство Российской Федерации ежегодно представляет Федеральному Собранию Российской Федерации национальный доклад о состоянии плодородия земель сельскохозяйственного назначения и о государственном регулировании и государственной поддержке в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 13. Целевые программы в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

В целях обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляются разработка и реализация федеральных целевых программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и региональных целевых программ в данной области.

Федеральные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения формируются Правительством Российской Федерации и утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Региональные целевые программы обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения разрабатываются и утверждаются в порядке, предусмотренном законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственное нормирование плодородия земель сельскохозяйственного назначения осуществляется в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Статья 15. Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводится в целях обеспечения органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, заинтересованных граждан и юридических лиц информацией о состоянии плодородия указанных земель.

Государственный учет показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения включает в себя сбор и обобщение результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого — токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения. Порядок государственного учета показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 16. Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения является составной частью государственного мониторинга земель, порядок проведения которого устанавливается земельным законодательством.

Статья 17. Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов

Почвы земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикаты и пестициды подлежат обязательной сертификации.

Сертификация почв земельных участков сельскохозяйственного назначения, агрохимикатов и пестицидов осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг».

Статья 18. Лицензирование деятельности по агрохимическому обслуживанию

Виды деятельности по агрохимическому обслуживанию, подлежащие лицензированию, определяются федеральным законом.

Статья 19. Агрохимическое обслуживание

  • 1. Агрохимическое обслуживание осуществляется организациями независимо от их организационно — правовых форм, осуществляющими деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также гражданами, осуществляющими индивидуальную предпринимательскую деятельность в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.
  • 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи организации в целях координации своей деятельности, защиты общих интересов могут в соответствии с законодательством Российской Федерации создавать объединения в форме ассоциаций (союзов).

Статья 20. Основные направления агрохимического обслуживания

Основными направлениями агрохимического обслуживания являются:

  • проведение почвенных, агрохимических, фитосанитарных и эколого — токсикологических обследований и мониторинга плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • проведение мелиоративных и противоэрозионных мероприятий в целях обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в том числе консервации сильно эродированных земель;
  • обеспечение производителей сельскохозяйственной продукции агрохимикатами и пестицидами, торфом и продуктами его переработки, гипсом, известковыми и органическими удобрениями;
  • предоставление собственникам, владельцам, пользователям, в том числе арендаторам, земельных участков техники для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Статья 21. Экологические требования к обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Обеспечение плодородия земель сельскохозяйственного назначения должно осуществляться при условии соблюдения экологических требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Статья 22. Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием

Государственный контроль за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения и их рациональным использованием проводится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, указанными в статье 10 настоящего Федерального закона, в целях обеспечения соблюдения собственниками, владельцами, пользователями, в том числе арендаторами, земельных участков требований законодательства Российской Федерации. Порядок проведения государственного контроля за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения устанавливается Правительством Российской Федерации.


Глава V. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 23. Основные направления государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Основными направлениями государственной поддержки деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения являются:

  • стимулирование инвестиционной деятельности по воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • развитие инфраструктуры государственной агрохимической службы; организация научных исследований в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • утверждение государственных заказчиков производства агрохимикатов и пестицидов, добычи торфа и производства продуктов его переработки, а также создания и производства оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий;
  • организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 24. Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

  • 1. Финансирование деятельности в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения может осуществляться за счет: средств федерального бюджета; средств бюджетов субъектов Российской Федерации; средств местных бюджетов; кредитов кредитных организаций; иных не запрещенных законом источников.
  • 2. Указанные в пункте 1 настоящей статьи средства распределяются и используются в соответствии с целевыми программами обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.

Статья 25. Материально-техническое обеспечение агрохимического обслуживания

Органы государственной власти содействуют развитию агрохимического обслуживания посредством утверждения в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, государственных заказчиков, которые размещают заказы на:

  • производство и поставки агрохимикатов и пестицидов производителям сельскохозяйственной продукции;
  • добычу торфа и производство продуктов его переработки; производство оборудования и машин для осуществления агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий.

Статья 26. Научные исследования в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

В области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения проводятся научные исследования по разработке:

  • научно — исследовательских программ обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
  • показателей состояния плодородия земель сельскохозяйственного назначения с учетом природно — сельскохозяйственного районирования земель;
  • методик оценки состояния земель сельскохозяйственного назначения и учета показателей состояния их плодородия; нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ, вредных микроорганизмов и других биологических веществ, загрязняющих почву;
  • норм предельно допустимых нагрузок на земли сельскохозяйственного назначения, а также норм предельно допустимого уровня применения агрохимикатов и пестицидов; технологий проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных, противоэрозионных мероприятий, а также технологий добычи торфа и производства продуктов его переработки;
  • эффективных и экологически безопасных агрохимикатов и пестицидов;
  • систем обеспечения производителей сельскохозяйственной продукции информацией о состоянии земель сельскохозяйственного назначения и об агрохимическом обслуживании.

Статья 27. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Федеральные органы исполнительной власти в пределах своей компетенции, специально уполномоченные на то органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают развитие системы образовательных учреждений, осуществляющих подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения.


Глава VI. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПЛОДОРОДИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Статья 28. Разрешение споров в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Споры, возникающие в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 29. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Нарушение законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 30. Возмещение ущерба, причиненного нарушением законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения

Граждане, юридические лица обязаны возместить ущерб, причиненный ими в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения, в порядке, установленном гражданским законодательством.


Глава VII. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 31. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Федеральным законом.